Буслаевские чтения, статья

С.В. Генералова

(г. Пенза, Россия)

 

СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМАТИКИ ПОВЕСТИ
А. ЖВАЛЕВСКОГО, Е. ПАСТЕРНАК «ВРЕМЯ ВСЕГДА ХОРОШЕЕ»

 

Научный руководитель – к.ф.н., доцент А.А. Тимакова

 

Аннотация. Анализируется повесть А. Жвалевского, Е. Пастернак «Время всегда хорошее» на предмет выявления специфики ее проблематики. Авторы своеобразно интерпретируют «вечную тему» столкновения «отцов и детей», противопоставляя не героев разных поколений, а ровесников из разных эпох. Делается вывод о том, что особенность проблематики произведения заключается в векторе авторского внимания: человек в любое время должен руководствоваться принципами морали и нравственности, роль эпохи в этических вопросах вторична.

Ключевые слова: «вечные темы», проблематика, пафос, детская литература

 

Summary. The novel by A. Zhvalevsky, E. Pasternak “Time is always good” is analyzed with a view to identifying the specifics of its problems. The authors kind of interpret the “eternal theme” of the clash of “fathers and children”, contrasting not heroes of different generations, but peers from different eras. It is concluded that the peculiarity of the problems of the work lies in the vector of author’s attention: at any time, a person should be guided by the principles of morality, the role of the era in ethical issues is secondary.

Key-words: “Eternal themes”, problems, pathos, children's literature

 

Анализируя книги творческого тандема А. Жвалевского, Е. Пастернак, исследователь М.Н. Крылова приходит к выводу об успешности сочетания в их произведениях образовательной, воспитательной, развлекательной и эстетической функций, отмечает обширность тематики и проблематики их книг, современность тем [2, с. 16]. Действительно, крайне актуально звучит идея повести «Время всегда хорошее» о том, что необходимо всерьёз задуматься о роли компьютеров в жизни подростка в частности и человека вообще, к тому же она удачно связана с вечной темой дружбы и любви. Сюжет повести построен на контрасте между жизнью подростка XXI века с «благами» и достижениями цивилизации и традиционной для наших родителей жизнью обычного подростка из XX века. Жизнь в виртуальном мире противопоставлена реальности. Авторы обращаются к «вечной теме» «отцов и детей»: какое же время считать хорошим? При очевидной традиционности этого вопроса проблематика повести имеется свою специфику.

В повести «Время всегда хорошее» описаны два параллельно существующих времени: 1980 и 2018 годы. Исходной датой событий является 10 апреля. В 1980 году герой по имени Виктор попадает в нелёгкую ситуацию: его друг Женя Архипов должен осудить собственную бабушку на пионерском собрании за принесённые им в школу испечённые бабушкой пасхальные куличи и съеденные всем классом. Виктор стоит перед выбором между дружбой и собственным будущим, поскольку проступок Жени в эпоху коллективного атеизма влечет за собой серьезные последствия. Сложность решения приводит Витю к нервному срыву, он заболевает.

В 2018 году героиня по имени Ольга, у которой приближаются экзамены, в непривычной для их времени устной форме тоже заболевает, находясь в стрессовой ситуации: «Я помню параграф учебника, я помню вопросы в конце, я помню, мы на компах самостоялку делали, и помню, что в первом вопросе правильный ответ первый, а третий вопрос самый сложный, и там правильного ответа нет, нужно было поставить галочку в клеточке «нет верного ответа». Но я вообще не помню, о чём там идёт речь! Что-то про Геракла…Он был крутой. Всё… Паузы между предложениями – это там должны быть смайлики» [1, с. 44]. Ребята отвыкли отвечать устно, необходимость развернутого устного ответа – критичная для них ситуация.

Заболевшие Витя и Оля фантастическим образом меняются местами: она попадает в прошлое, в 1980, без компьютеров, в квартиру со «странной» обстановкой, он – в будущее, в 2018, где многопартийная система, президент на Пасху ходит в храм, и компьютер в каждой квартире. Очень интересно в повести дано восприятие новой для обоих героев реальности – через вещное окружение, описание «странного поведения» родителей и сверстников. Восприятие нового для них времени начинается с дома: 1980 год «убог», по мнению Оли; 2018 «слишком красив», по мнению Вити.

Как адаптируются ребята к новой реальности? Витя сражен обилием новых вещей и понятий: будильник на комике; форум школы; обсуждать в личке; сидеть в аське; любой школьник текст быстрее наберёт, чем проговорит; прозвища-ники Ястреб, Синичка, Муреха, Красавица. Но Оле предстает разобраться с более сложными понятиями: она не понимала, что плохого в том, что бабушка её нового друга Жени испекла кулич; зачем исключать его отца из партии; почему «нельзя любить бабушку больше, чем пионерскую организацию». На этом фоне новые слова, такие как «пионервожатая», «совет дружины», «председатель совета отряда», «партработник», меньшее из неудобств. Примечательно, что Оля реагирует на ситуации как типичная девочка  XXI века, привыкшая к тому, что ее внешний вид соответствует общим представлениям о красоте: «Оля испытывала на уроке ужас прежде всего от того, что одежда на ней была ужасная, а потом уже только от того, что не могла ничего сказать» [1, с. 132]. Ее словарного запаса не хватает для общения со сверстниками, от косноязычия помогает избавиться только непосредственное участие нового друга Жени Архипова.

Виктор находится в более выигрышном положении: несмотря на затруднения, возникшие в обращении с техникой, широкий кругозор и развитые мыслительные способности, умение общаться позволяют Виктору быстро адаптироваться к новому миру. Кроме того, он узнает информацию из интернета о боевых прошлых заслугах бабушки Жени Архипова. Его удивляет неумение людей этого мира налаживать контакты. В силу своих способностей Виктор многим помогает. Старания Оли не приводят к позитивным изменениям: ее попытки помочь Жене Архипову только усугубляют ситуацию – её саму хотят отправить к психиатру, а над семьёй друга Жени Архипова сгущаются тучи политической расправы. Чтобы спасти ситуацию, Виктор принимает волевое решение вернуться назад в восьмидесятые, а Ольгу вернуть в привычную для неё ситуацию, домой. Открытая Виктором информация о боевом пути бабушки Жени Архипова спасает семью. Позднее Виктор станет учителем и спустя 38 лет будет принимать экзамен у Ольги в школе. Ольга познакомится с сыном Архипова Жени, её ровесником, который увлечён физикой и мечтает о путешествиях во времени.

Для авторов повести центром внимания является подросток, его жизнь, взаимодействие с социумом, пути выхода из кризисных ситуаций, свойственных становлению подростка как личности, способы его репрезентации себя миру. Пафос повести – эмоционально-оценочное отношение к тому, о чём идёт речь в произведении – жизнеутверждающий. Это подтверждают слова Ольгиной бабушки о времени: «Ох, деточка, сказала она, – плохое время говоришь? А я помню, как Женькиного отца рожала. Война только-только кончилась. Муки нет. Коровы две на всю деревню, да такие тощие, что мы их больше откармливали, чем доили. На полях сеять нечего, да и опасно – там мины вперемешку со снарядами неразорванными. А пацаны, за которыми не уследишь, норовят гранату какую откопать да в костер бросить… – Бабушка вздохнула – наверное, вспомнила что-то не слишком приятное. – Как же вы жили? – виновато спросила я. – А так и жили. И, между прочим, радовались! – баба Люба снова заулыбалась. – Потому что война кончилась! Потому что не стреляли, не бомбили. Потому что не надо было на дорогу каждую секунду оглядываться, не едут ли каратели…Так что время и тогда было хорошее, и сейчас отличное, а будет ещё лучше!» [1, с. 85]. Специфика проблематики произведения заключена в ракурсе авторской оценки ситуации. Авторы далеки от обличающей риторики, обвинения прогресса как причины всех бед человека и человечества. Проблема не во времени, а в человеке.

Современный человек живет высокотехнологичном мире и, конечно, существует риск стать частью социального механизма, разучиться дружить, сопереживать, поддерживать. Реалии сегодняшнего мира констатируют крайние проявления индивидуализма, восприятие другого человека как конкурента. Но виновато в этом не время, а люди, живущие в нем. Всегда существовали предательство, жестокость, глупость, – это часть мира. Но время всегда будет хорошим, если человек будет честным, порядочным, способным дружить и любить.

Новое время – иные взгляды на жизнь, появление новых социальных привычек. Каждое поколение сталкивается с проблемой «отцов и детей», и это значит, что жизнь продолжается. В нашей власти сделать наше время хорошим.

Список литературы

1.     Жвалевский А.В., Пастернак Е.Б. Время всегда хорошее: повесть. – М.: Время, 2012. – 256 с.

2.     Крылова М.Н. Есть ли сегодня хорошая детская книга? Произведения для детей А.Жвалевского, Е.Пастернак / / Метеор-Сити. Наука развития. – 2017. – №3. – С.10-17.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога